Меню KDT
ru / kz

Первый президент Республики Казахстан Назарбаев Нурсултан Абишевич

 Президент Республики Казахстан Касым - Жомарт Токаев


Управление образования

Статистика

  • За месяц 479
  • За неделю 131
  • Вчера 28
  • Сегодня 27
  • Онлайн 0

Эмблема школы




Погода

Погода

Опрос

Как Вы оцениваете наш сайт?

Голосовать

Document

С заботой о детях

Школьный психолог: Ескендирова Динара Магзумовна

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получалось выполнять, а какие – нет и почему.

Советы психолога родителям первоклассников

 
Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.
Быть родителем - особое искусство.
Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.
  
ПЕРВЫЙ КЛАСС - ЭТО СЕРЬЕЗНО
Советы психолога
 
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!
 
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка.
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе...
 
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
  • Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания
  • Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми
  • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности
  • В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени
  • Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах
  • Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.
 ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
 
  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
 
Чего не следует делать родителям первоклашек:
  1.  Превозносить школу как место, где все себя чувствуют хорошо и уютно. Не нужно говорить, что в школе все дети счастливы и учатся на одни «пятерки» и «четверки». Ведь если ваш малыш когда – нибудь почувствует себя нехорошо, а это обязательно произойдет (обидели или несправедливо поставили плохую отметку), то разочаруется в процессе обучения, и уже не будет ходить в школу с желанием.
  2.  Рассказывать, что в школе все учителя добрые и справедливые. Это отнюдь не так. Конечно, не стоит критиковать педагогический состав на глазах у ребенка, как не нужно и слишком «подслащать пилюлю»: придет время, и ребенок познакомится со всеми учителями, сам составит свое мнение о каждом из них.
  3.  Обещать ребенку, что он станет учиться только на «хорошо» и «отлично». Ситуации бывают разными, и нет такого ученика, который ни разу не получил бы «двойку». Если ребенок будет слишком зациклен на оценках, это может помешать процессу учебы, сделать его излишне нервным, беспокойным. Не нужно ругать ребенка за то, что он получил плохую отметку. Понятно, как вас, родителей, огорчает этот факт, но все же, это не повод для расстройства.
Как нужно вести себя родителям с первоклассниками:
  1.  Следует заранее подготовить ребенка к школе: выучить с ним буквы, научить читать, выполнять несложные арифметические действия на сложение и вычитание. Так ребенок сможет пойти в школу, уже имея какие – то знания.
  2.  Познакомьте ребенка со школой заранее и, если есть возможность, с классным руководителем и классом. При знакомстве следует избегать резких суждений и оценок. Просто позвольте малышу составить собственное впечатление, оно может отличаться от вашего мнения.
  3.  В первые два месяца у ребенка будет происходить адаптация. Постарайтесь не нагружать его в этот период домашними обязанностями. Сами будьте рядом, чтобы поддержать в нужный момент, помочь решить задачу или пример, что – то посоветовать. Обязательно спрашивайте ребенка, как прошел его день в школе. Искренне интересуйтесь его проблемами, трудностями, но не с целью контролировать оценки, а с искренним живым участием.
  4.   Научите его работать на результат. Сейчас это важная составляющая любого бизнеса, любого начатого дела. И если ваш ребенок освоит азы успеха уже в детстве, дальше ему будет проще и легче. Привычка работать на результат может пригодиться тогда, когда задание интересно ребенку, и он готов работать независимо от оценки учителя. Тогда у ребенка будут силы, чтобы доказать себе и окружающим, что дело стоящее. Умение работать не на оценку, а на результат формирует творческое мышление, развивает индивидуальность и уверенность в собственных силах.
  5.  Поддерживайте в любых начинаниях. Когда ребенок хочет выступить с докладом перед всем классом, поддержите его и помогите подготовиться как можно лучше: прорепетируйте выступление вместе, подскажите, как лучше говорить, стоять у доски и т.д.
  
Рекомендации педагогам и родителям по адаптации пятиклассников.
 
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); • непривычное расписание (новый режим); • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы); • новые дети в классе (или я сам в новом классе); • новый классный руководитель; • в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими; • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате). Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение - предметное. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются: • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; • возросший объем работы, как на уроке, так и дома; • новые, непривычные требования к оформлению работ; • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней. Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность. Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года
Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет - при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно, на наш взгляд, может быть самым разным. Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них. Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.
Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:
  1. 2. Дети не знают по именам новых учеников - на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность. 3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября. 4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в классе
  1. 2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету. 3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам. 4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
  1. 2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников. 3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену. 4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например: а) обязательные дисциплинарные требования (правила): • здороваемся стоя; • не перебивать ни учителя, ни ученика; • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе; • опоздания не допускаются; б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий; • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.); в) отношения между детьми; между учителем и ребенком: • проявлять уважение друг к другу; • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п. 5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник - классный руководитель или учитель-предметник. 6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей. 7. Можно подготовить и провести впервые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса. 8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».
Это лишь возможные варианты. Их реализация, конечно, зависит от условий конкретной школы. На заседании «круглого стола» можно также разработать проект работы для конкретной школы. Организовать создание проекта можно следующим образом: вся группа учителей разбивается на мини-группы по 3-4 человека, каждая из которых за определенное время (30— 40 минут) разрабатывает и представляет свои предложения по оптимизации процесса адаптации пятиклассников. Затем от группы выступает 1 человек, «защищая» разработанный проект, остальные слушают, задают вопросы, обсуждают. В результате такого обсуждения создается совместный проект, включающий наиболее приемлемые и осуществимые идеи, в котором - этом случае - будут участвовать практически все педагоги этой параллели, являя собой уже некую сплоченную команду, возможно, представляющую общий педагогический подход к детям.
Рекомендации школьного психолога классным руководителям 5-х классов
• Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга, и т. д.). • Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого можно использовать бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся на парту). • Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников. • Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом.
Осуществлять психологическую поддержку ребенка
Для этого необходимо: • Опираться на его сильные стороны. • Избегать подчеркивания промахов. • Показывать, что Вы довольны Вашими учениками. • Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса. • Внести юмор во взаимоотношения с детьми. • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием. • Уметь взаимодействовать с ребенком. • Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно. • Принимать индивидуальность каждого ребенка. • Проявлять эмпатию и веру в учеников. • Демонстрировать оптимизм.
Поддержать можно посредством: • отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»); • высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»); • прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка); • совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха); • выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).
Рекомендации школьного психолога учителям-предметникам
• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии. • Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал. • Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания. • Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу. • Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное. • Создавать обстановку успеха. • Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей. • Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы. • Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Рекомендации школьного психолога родителям
• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). • Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя. • Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. • Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе. • Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). • Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Особенности психического развития школьника (10-11 лет)
Интеллектуальное развитие: • конкретно-операционная стадия когнитивного развития; • способность к логическим рассуждениям; • развитие теоретического мышления (мышление в понятиях); • мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной точкой все, же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо гипотетического или противоречащего фактам предположения.
Психическое развитие:
• к концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как рефлексия, произвольность, саморегуляция; • период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок; • мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.
Физическое развитие: • дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются; • продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными; • продолжается формирование сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива; • увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.
Социальная адаптация:
• кризис самооценки, негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность); • дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках.
Психологическая помощь младшим подросткам в период адаптации. Причины дезадаптации у младших подростков
  1. 2. Несформированность коммуникативных навыков. 3. Недоразвитие психической сферы: отсутствие адекватной мотивации, низкая самооценка, недостаточная сформированность рефлексии, саморегуляции, теоретического мышления. 4. Профессиональная некомпетентность педагогов. Недостаточное понимание трудностей адаптационного периода. 5. Эмоциональное неблагополучие. 6. Отсутствие преемственности в работе психологов и педагогов. 7. Плохое здоровье.
Пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения
• Установите и сохраните отношения взаимного уважения. • Определите цель или причину негативного поведения подростка. • Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений. • Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным. • Поощрив ученика, предоставьте ему возможность: • совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство; • объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего; • принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов; • сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия; • научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.
 Советы психолога по профориентации   Не стоит ориентироваться только на престижность профессии, забывая о собственных желаниях и возможностях. Это чревато получением модной, но нелюбимой работы.   Все мы имеем право на ошибку, и, получив профессию, можем понять, что это не то, что нам нужно. Но это не должно останавливать вас в поиске именно той профессии, к которой лежит душа.   Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.   Если Вам нравится человек - представитель какой-либо профессии, то это хорошая возможность узнать о его деятельности с разных сторон. Однако не   стоит выбирать профессию только из симпатии к человеку, так как сама работа может не подходить именно вам.   Часто мы видим только положительные стороны профессии, забывая о «темной стороне медали». Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.   Не отождествляйте школьные учебные предметы с профессией, различайте эти понятия. Очень редко профессия совпадает с тем школьным предметом, который вам интересен. Кроме того, любимые предметы редко связаны только с одной профессией, и могут понадобиться в разных сферах деятельности.   Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия. 


Как уберечь подростка от влияния интернета?

Как отражается тотальная компьютеризация и смартфонизация на современных детях?
Способна ли наша система образования и воспитания, психической и психиатрической помощи что-то противопоставить негативному влиянию Интернета?
Так ли страшны «группы смерти» в социальных сетях?
Стоит ли загружать ребенка дополнительными занятиями, чтобы он не сидел за компьютером?
Или проще вообще заблокировать для своего чада доступ в Интернет или на определенные сайты?
В последнее время действительно многое говорится о безопасности детей в современном мире, об их аутоагрессивном поведении. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях – в попытках суицида. Одним из самых распространенных видов аутоагрессивного поведения среди подростков и молодых людей является нанесение себе порезов – шрамирование. Для подростка это способ сообщить что-то о себе. Еще одна проблема – принятие себя, недовольство собой, внешностью, положением в семье, школьном сообществе. Здесь бич – нервная анорексия, растущая в геометрической прогрессии. Сегодня она появилась и у мальчиков и даже «помолодела». Не легче химической компьютерная и интернет-зависимость. Дети и подростки утрачивают связь с реальностью, угрожают суицидом или агрессией на попытку отлучения от компьютера.
Аутоагрессивное поведение – действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают.
Причины самые разные. Но чаще всего это отношения между детьми и родителями, недостаток внимания и любви родителей. Занятость родителей, утрата традиции совместной трапезы, большое количество учебы и работы – каждый находится в своем мире. Ребенок нуждается в родительском общении, и если у папы и мамы нет на это времени, то воспитанием займутся улица, плохая компания, Интернет. Дети находят там понимание. Вторая причина – проблемы в школе: взаимоотношения со сверстниками, безответная любовь, большие перегрузки, страх перед экзаменами.
С первого класса многие родители чрезмерно нагружают своих детей, считают, что чем больше секций, дополнительного образования, тем лучше. Это не всегда хорошо. Предъявляя повышенные требования к своим детям, родители упускают возможность совместного времяпровождения.
Нужно больше живого общения. В последнее время наблюдается тенденция технологизации процесса воспитания. В три года – мультфильмы с планшета. Дальше – игры, развивайки, кружки, секции. Параллельно  – детский сад и школа. Места для совместной деятельности и семейных прогулок почти не остается. Кроме того, родители часто не отслеживают, чем занят ребенок в Интернете.
Фраза «наладьте дружеские отношения» звучит смешно в том случае, если отношения не налажены ранее. С подростками это сделать сложно. Привычка обсуждать дела и делиться переживаниями должна формироваться с раннего детства.
Развитие современных технологий ведет к тому, что жизнь большинства людей уже сложно представить без Интернета. В действующем законодательстве есть несколько категорий информации, которые блокируются на основании решений органов надзора или вступивших в законную силу решений суда. В их числе и «описание и способы совершения самоубийства или призывы к суициду».
В последнее время актуальна проблема бурного развития в соцсетях так называемых групп смерти. На проблему нужно смотреть комплексно: необходимо не только принятие мер по конкретным фактам размещения информации, но и работа по профилактике, информированию детей обо всех опасностях Интернета. Конечно, Всемирная сеть не является только угрозой для детей и общества. Но учить подростков правильно реагировать на информацию должны и родители, и педагоги, и психологи.
Обеспокоенность вызывает не только распространение «групп смерти», но и  подача ситуации в СМИ. Специалисты убеждены, что рост попыток совершения суицида связан в том числе и с тем, с каким ажиотажем пишут об этом журналисты.
Прослеживается синдром Вертера – то или иное событие, описанное в СМИ или художественных произведениях, может получить неожиданный эффект подражания и распространения, в том числе среди подростков. Внимание СМИ понятно и объяснимо. Но подростки могут неверно истолковать информацию. Писать о самоубийствах нужно только в негативном ключе.
Такой эффект наблюдается и от массовых лекций об интернет-безопасности перед учащимися. Во-первых, учителя оказались совсем не готовы. Их еще нужно обучать. Во-вторых, действительно иногда бывает такое, что дети начинают интересоваться «группами смерти» после лекций сотрудников правоохранительных органов. Информацию нужно давать дозированно, не всему коллективу, а только проблемным несовершеннолетним. И лучше это будут делать не люди в форме, а родители и педагоги.
За воспитание ребенка в первую очередь отвечает семья. Конечно, данная проблема касается и образовательной организации: ребенок проводит в школе больше половины своего времени. 
Как все-таки оградить детей от возможного негативного влияния киберпространства на их психику? Что делать родителям и учителям, как общаться с подростками?
Родителям нужно с раннего детства приучать ребенка к самостоятельности и ответственности, способности к сочувствию. Не запрещать подростку общаться со сверстниками и самим больше общаться с ним. Давать поручения, с которыми он точно справится, – помыть посуду, проверить уроки у младшей сестры, найти в Интернете новое блюдо к празднику. И дать понять, что без него родителям никак не обойтись. Нужно интересоваться, с кем ребенок общается, но в разумных пределах.
Самый простой совет для родителей – стать ребенку авторитетным другом. Тем, к чьему мнению он будет прислушиваться, с кем будет обсуждать проблемы, спрашивать советы. То есть общаться не с позиции «родители – ребенок», а с позиции равных. Если у ребенка сформировалось неправильно понимание ситуации, попытаться изменить это отношение, разъяснить.
Не нужно стесняться обращаться к психологам. Психотерапия сегодня уже не воспринимается как что-то ненормальное. Психологи не ставят клеймо, а дают рекомендации.
Разве для родителя отдать ребенка психологу не значит признать поражение? Мол, я сам не справился.
В настоящее время визит к психологу – это, скорее, способ найти оптимальное решение существующей проблемы. Психология – это специальная область знаний, родители в ней не всегда компетентны. Существуют общие и индивидуальные закономерности психического развития и факторы, влияющие на формирование личности ребенка, разобраться в которых поможет психолог.
Кроме выстраивания отношений с детьми, необходим и контроль. Только 15% родителей интересуются, чем занимаются их дети в Интернете. Нужны программы фильтрации и негласное наблюдение за тем, какие страницы посещают дети. Какой в 11 лет может быть «Ютуб»?
 «Ютуб» невозможно заблокировать – если будет нельзя дома, то ребенок будет заходить туда со смартфона, в школе и так далее. Чтобы не быть среди сверстников белой вороной.
Запрещать можно, но нужно что-то предложить взамен, какую-то альтернативу. И контроль должен быть не доминирующий, а доверительный.
Каждый из вас вносит серьезную лепту в то, чтобы оградить детей от вредного влияния извне. Давайте мы будем помощниками. Используйте возможности СМИ по полной программе – статьи, памятки, примеры удачной работы… Главное - родители должны больше общаться с детьми, обсуждать проблемы и договариваться.
 


Занятие на тему «БезОпасный Интернет»

 

Цель: Познакомить учащихся с  опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей.

Подготовительная работа:  Провести опрос учащихся по вопросам:

  1. У вас на домашнем компьютере установлен Интернет?
  2. Что вам больше всего нравится в Интернете?
  3. Как ваши родители воспринимают ваши занятия в  Интернете? Почему?

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, памятка учащимся.

Ход занятия:

Раньше подготовка к школе заключалась в укладывании в портфель карандашей, тетрадей и учебников. Сегодня в начале этого списка нередко находится компьютер. И начать наш классный час я хочу с обработанных данных проводимого опроса. Давайте обратим внимание, что наибольший процент ответов на последний вопрос  связан с безопасностью в интернете. И ваши родители во многом правы! Очень большое внимание при работе с Интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности.  И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и  «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.

Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в интернете?»

  1. Преступники в интернете

ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ. Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

  1. Вредоносные программы

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему  компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.

  1. Интернет-мошенничесво и хищение данных с кредитной карты

В ЧЕМ СОСТОИТ МОШЕННИЧЕСТВО? Среди Интернет-мошенничеств широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.

  1. Азартные игры

Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанны с выигрышем или проигрышем настоящих денег.

  1. Онлайновое пиратство

Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.

  1. Интернет-дневники

Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.

  1. Интернет-хулиганство

Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета.  По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.

  1. Недостоверная информация

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.

  1. Материалы нежелательного содержания

К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с  ненормативной лексикой.

Мы с вами рассмотрели те опасности, которые нам могу встретиться в интернете. А теперь давайте посмотрим, как этих опасностей можно избежать.

Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»

  1. Преступники в интернете

Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.    Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.  

  1. Вредоносные программы

А) Никогда не открывайте  никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.

Б) Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.

В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.

  1. Интернет-мошенничесво и хищение данных с кредитной карты

А)Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться ссылкой из «Избранного» (Favorites); никогда не нужно щелкать на ссылку, содержащуюся в подозрительном электронном письме.

Б) Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать, например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют многие банки в России.

  1. Азартные игры

Помните, что  нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают.  Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.

  1. Онлайновое пиратство

Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией, чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь программного обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую сервисную поддержку производителя, о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.

  1. Интернет-дневники

Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.

  1. Интернет-хулиганство

Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов это, в конце концов, надоест и они уйдут.

  1. Недостоверная информация

Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.  

  1. Материалы нежелательного содержания

Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer®). Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.

Игра-соревнование:

А сейчас мы проведём игру-соревнование.

Разобьёмся на две команды. При этом я выберу координатора группы.

Первая команда “Злоумышленник”

Вторая команда “Дока-пользователь”

Первая команда - это коллективный злой разум, действующий в Интернет.

Вторая команда - это добропорядочные пользователи сети.

Первая команда, при ответе на вопрос, называет негативные явления, вторая – позитивные.

Ответим на вечный вопрос “Кто победит в борьбе – зло или добро?”

Результаты фиксируются на доске.

Вопросы:

Первая команда - Какие существуют опасности при работе в сети?

Эталон ответов: 

  • широкая торговля базами данных о частных лицах и предприятиях
  • кража личной информации об абонентах мобильных сетей
  • нарушение законодательства об охране авторских прав
  • одна из важных проблем - вирусы
  • спам - это различные рекламные объявления, которые приходят по электронной почте, забивая ящик и мешая загружать нормальные письма

Вторая команда - Какие существуют средства профилактики и борьбы с опасностями при работе в сети?

Эталон ответов: 

  • чтобы обезопасить себя, необходимо пользоваться антивирусными программами
  • не следует загружать программы с сайтов, не заслуживающих доверия
  • если в тексте сайта множество грамматических ошибок, и весь он забит рекламными баннерами, то загрузка с такого сайта может быть чревата последствиями
  • не открывайте подозрительных писем от неизвестных вам авторов
  • осторожно относится к адресу своего ящика вводите свой e-mail только в том случае, если он гарантирует вашу конфиденциальность
  • заведите два почтовых ящика: адрес одного говорите только друзьям и знакомым, а для регистрации в Интернете, пишите адрес второго

Первая команда - Какие правонарушения, связанные с работой в сети вам известны?

(Ответы детей)

Вторая команда - Какие меры принимает общество и государство против правонарушений?

(Ответы детей)

Первая команда – Вы являетесь похитителем контента. Ваши действия.

(Ответы детей)

Вторая команда - Вы являетесь автором произведения. Ваши действия для его защиты. Ваши права.

(Ответы детей)

Задание командам. “Реверанс”. - Кто назовёт больше правил этикета.

Эталоны ответов: 

  • Обращаться к незнакомым людям можно при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
  • К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации и вежливыми предложениями, не претендуя на получение ответа. Если ответ не пришел, повторять обращение не следует.
  • При обращении к незнакомым людям надо воздерживаться от просьб использовать другие средства связи, например, выслать по почте автограф. Такие просьбы оставляют без ответа, а повторение рассматривают как спам.
  • Отправляемое электронное письмо всегда должно быть подписано и указана тема сообщения.
  • Если у вас нет возможности сразу ответить на полученное письмо, сообщите, что вы его получили и oтвeтитe позже.
  • Не забудьте ответить позже, не затягивайте с ответом.
  • Будьте вежливы, не отправляйте флеймов - написанных в запале писем.
  • Шутки принято обозначать явным образом при помощи смайликов: ©, ®, и др.
  • В тексте сообщения не принято выделять текст прописными БУКВАМИ. Такое выделение рассматривается как крик. В лучшем случае - как неграмотность в вопросах этикета.
  • Большие файлы-вложения нужно архивировать. А для обмена очень большими файлами есть другие способы.
  • Нельзя посылать рекламу в не предназначенные для этого места. Это грубое нарушение.
  • Нельзя посылать незатребованную корреспонденцию. Это тоже нарушение этикета.

Задание командам. Какие профессии служат для сохранения информации, регулирования её использования?

Эталоны ответов: системный администратор, модератор, криптограф.

Подведение итогов

Задание командам. Сделайте вывод.

(О чем мы сегодня говорили на уроке?

Какие силы побеждают в борьбе за информацию?

Пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в вашей жизни?)

Вывод – “добро должно быть с кулаками”, то есть информация нуждается в эффективных методах защиты

А теперь подведём итоги нашего занятия. У вас на столе лежат три картинки. Выберите и положите перед собой ту, которая соответствует вашему настроению.

  • Занятие понравилось. Узнал что-то новое.
  • Занятие понравилось. Ничего нового не узнал.
  • Занятие не понравилось. Зря время потерял.

А на память об этом занятии я хочу подарить каждому из вас памятку по безопасному поведению в Инернете.

И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

 

НЕЛЬЗЯ

  • Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей)
  • Нельзя открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя
  • Нельзя рассылать самому спам и «информационную грязь»
  • Нельзя грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно
  • Никогда не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших. Спроси родителей.
  • Встреча с Интернет-знакомыми в реальной жизни, бывает опасной: за псевдонимом может скрываться преступник

 

ОСТОРОЖНО

  • Не все пишут правду
  • Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам
  • Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха
  • Незаконное копирование файлов в Интернете = воровство
  • Открыл что-то угрожающее — не бойся позвать на помощь.

 

МОЖНО

  • Используй «ник» (выдуманное имя) в переписке и переговорах
  • Уважай другого пользователя
  • Пользуешься Интернет - источником – делай ссылку на него
  • Познакомился в сети и хочешь встретиться – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь
  • Открывай только те ссылки, в которых уверен
  • Интернетом лучше всего пользоваться, когда поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет, и как в нем себя вести.

Профилактика экзаменационного стресса

 

         Экзамен – это значимое событие и для того, чтобы его успешно пройти важен определенный психологический настрой. В нашей жизни много экзаменов, например при обучении в вузе приходится сдавать по 5-6 экзаменов. Все относятся к экзаменам по-разному, кто-то очень волнуется и боится экзамена, кто-то относится к нему без особого волнения. Всё это зависит от нашего воспитания, ценностей и характера.

Волнение перед экзаменом играет двойную роль: оно может мобилизовать все Ваши силы, так как при определенной степени стресса организм мобилизуется, и мозг работает активней: вы можете неожиданно вспомнить формулу или в памяти может всплыть страница из учебника. Слишком сильное волнение может помешать Вам отвечать на экзамене и сбить Вас с толку. Поэтому необходимо знать свои особенности и уметь настраивать себя на позитивный лад. Не нужно накручивать себя и говорить «Все плохо, я ничего не помню, я ничего не знаю» — это настраивает Вас на негативный лад, выберете себе такую формулировку «Все хорошо, я все помню и знаю».

То время, что Вы учились в школе наложило свой отпечаток и вы владеете огромным объемом информации сами того не осознавая, как гласит английская поговорка об образовании «Образование – это то, что остается, когда остальное забыто». Например: какой город является столицей Австралии? (ответ Канберра). А откуда Вы это знаете? Уже и сами не помните, но скорей всего проходили на уроках географии. Таким образом, информация всплывает, так как к одиннадцатому классу Вы уже обладаете определенным багажом знаний образованного человека. Задачей ЦТ и является проверка этого багажа.

Хорошее знание предмета и хорошо спланированная подготовка к экзамену значительно уменьшают предэкзаменационный стресс. Также необходимо знать особенности своего характера, чтобы эффективно готовиться и вести себя на экзамене. Кто-то может долго читать учебник, кому-то надо заниматься по 20 минут и делать перерывы, кто-то больше любит готовиться в первой половине дня, с утра, кто-то вечером.

Рассмотрим тему управления своим эмоциональным состоянием. Мы знаем о том, что у всех разная степень волнения перед экзаменом, олимпиадой: кто-то очень переживает; для кого-то экзамены не являются жизненно важным событием. Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.

Однако человек не всегда замечает, что находится уже на грани нервного истощения, и ему необходимо сделать паузу или изменить подход к работе.

Для того, чтобы справиться со стрессом очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. Также необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте. Для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.

Для успешной сдачи экзамена нужно сосредоточенное и спокойное состояние. Умеренная тревожность мобилизует силы организма, повышает умственную активность. Однако если волнение мешает сосредоточиться, можно применить навыки управления своими эмоциями.

Мы в течение жизни приобретаем много навыков управления эмоциями: например, все, наверное, знают — если грустно можно съесть шоколад; либо, если какие-то проблемы – можно отвлечься на учебу; физические упражнения снимают стресс. Сегодня мы расширим репертуар методов, которые улучшают эмоциональное состояние и позволяют успокоиться.

         Можно назвать многие конструктивные и полезные способы успокоиться, если сильно волнуешься. Приведем знакомые всем способы снятия нервно-психологического напряжения:

  1. 2. Контрастный душ. 3. Стирка белья. 4. Мытье посуды. 5. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. 6. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку. 7. Громко спеть любимую песню. 8. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную». 9. Смотреть на горящую свечу. 10. Вдохнуть глубоко до 10 раз. 11. Погулять в лесу, покричать. 12. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

 Можно сделать несколько психологических упражнений для улучшения навыка регуляции своего эмоционального состояния.

1) Аутотренинг. Слова, несмотря на их нематериальность, имеют силу воздействия, поэтому не нужно накручивать себя и говорить «Все плохо, я ничего не помню, я ничего не знаю» — это настраивает Вас на негативный лад, выберете себе такую формулировку «Все хорошо, я все помню и знаю».

 Правила составления формулы аутотренинга:

• Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается. • Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться, стараться».

 2) Позитивный настрой – вспомните ситуацию, где Вы проявили смелость, сообразительность и находчивость. Это укрепит Вашу веру в себя и свои способности. Например, за контрольную работы Вы один из класса получили «5»; смогли выбраться из сложно ситуации.

 3) Дыхательные упражнения

• Растопить узоры на стекле. Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Медленно выдохните как будто вы собираетесь растопить снежные узоры на стекле. Повторите упражнение несколько раз. • Насос – быстрый вдох – выдох, вдох-выдох через нос 16 раз.

 4) Мышечные упражнения

«Кинг-Конг»

 5) Визуализация. Подходит для расслабления.

Закройте глаза и вообразите себя гуляющим по одной из улиц многолюдного и старинного города… Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры. Заметьте, что некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны. Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум. Гудят автомобили, визжат тормоза. Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов, салонов одежды, цветочный магазин. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице?

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Старинными буквами на нем написано: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова.

Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу оказываетесь окруженным полной и глубокой тишины…

Побудьте внутри столько, сколько вам необходимо. Когда захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете?

Запомните дорогу, которая ведет в этот Храм тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

 
 

ПАМЯТКА СДАЮЩЕМУ ЭКЗАМЕНЫ

 

 

НАКАНУНЕ   ЭКЗАМЕНА:

  • ·        Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением “боевого” настроя.
  • ·        В пункт сдачи экзамена вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования.
  • ·        Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь вы будете сидеть на экзамене 3 часа.

ПЕРЕД   НАЧАЛОМ         ТЕСТИРОВАНИЯ:

В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.) Будьте внимательны!!! От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность ваших ответов!

ВО     ВРЕМЯ     ТЕСТИРОВАНИЯ:

 -       Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

 -       Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

 -       Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы в задании в которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

 -       Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.

 -       Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому задания, которые вы применили в одном, решенном вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. 

 


Советы психолога
ПАМЯТКА В ДНЕВНИК РОДИТЕЛЕЙ 
РИТУАЛЫ,  КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ.

  Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
  Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
  В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
  Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
  На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
  В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
  Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
  Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
 
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКАМ РЕБЕНКА
 
           Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
           Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
           Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
           Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
           Никогда не выражайте сомнений по поводу  объективности выставленной вашему ребенку оценки  при нем вслух.
           Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
           Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
           Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
           Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
           Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
 
 
КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
 
*Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
*Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
*Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребенка, его поведением.
*Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением»  - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
*Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
*Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год,  1 сентября,  конец учебного года, удачное выступление, сюрпризы,  поздравления и т.д.
*Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
*Дарите своему ребенку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
*Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвиями в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
*Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился распоряжаться ими разумно.
*Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, и обсудить это с ним.
*Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
*Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
*Учите своего ребенка понимать и ценить  поощрения своих родителей.
ПОМНИТЕ!
Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
 
 
ПАМЯТКА ДЛЯ РЕБЯТ
КАК  РАЗВИТЬ В СЕБЕ ЖЕЛАНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНИЕ ДЕЛА
  
  • Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
  • Приступая к делу, возьми себе в помощники песню, если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее. Можешь даже подпевать себе под нос.
  • Выполнив какую-то часть работы, оцени ее, и … похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
  •  Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.
  •  Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
  • Напиши родителям шутливую записку. Пусть они тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
  • Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получится!
 
ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕТСКУЮ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
  
*Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.
*Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.
*Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.
*Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
*Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.
*Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
*Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
*Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
*Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
*Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.
*Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.
 
 
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ 
  • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • .Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в доме (пусть даже по мелочам).
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества. Они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае. Если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
  • Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.
  • Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы! Помните, есть три кита воспитания:  личный пример, требовательность и контроль.
 
 
УСПЕХОВ ВАМ В ВОСПИТАНИИ ВАШИХ ДЕТЕЙ!
 

Разработчик ТОО "BenchMark Consulting". © Все права защищены. 2015-2016 год